Школа: как понять, готов ли ребенок к первому классу?
Опубликовано 29 Май 2023 в 10:00
Блог Дети в городе Кривой Рог > Образование > Школа: как понять, готов ли ребенок к первому классу?
Photo: Freepik
С приближением первого учебного года многие родители задают себе вопрос, готов ли их ребенок начать свой учебный путь в первом классе? Готовность к школе – это решающий фактор для плавного перехода и положительного опыта обучения.
«Дети в городе» рассмотрели разные факторы, которые могут помочь определить степень готовности будущего первоклассника.
Вовлечение в зрелую игру
Наблюдайте за тем, как ребенок играет, и оцените его способность распределять роли, создавать фантазийные сюжеты и включать новые обстоятельства в свои игры. Добавьте к игре ребенка неожиданный поворот – например, к Свинке Пеппе пришли в гости Герои в Масках, как ребенок это воспримет? Готовность воспринимать новые повороты сюжета и самостоятельно развивать идеи говорит о развитом воображении и когнитивной гибкости.
Оценка физиологической зрелости
Филиппинский тест поможет дать представление о физиологической готовности ребенка к школе. Попросите ребенка коснуться правой рукой своего левого уха над головой. Этот тест отражает уровень физической координации и развития рук и ног.
Кроме того, следует оценить координацию движений. Например, попросите ребенка одновременно похлопать левой рукой себя по животу, а правой погладить себя же по голове. Это поможет дополнительно оценить физиологическую зрелость.
Оценка опосредованной памяти и внимания
Решающее значение для обучения имеет способность ребенка управлять памятью и вниманием. Может ли ребенок целенаправленно выучить стихотворение или удерживать внимание на определенном предмете? По мере развития фронтальных отделов коры головного мозга память и внимание становятся более опосредованными, выборочными и контролируемыми.
Наблюдение за абстрактным мышлением
Photo: Freepik
Ищите признаки абстрактного мышления в активной речи ребенка. Обобщающие слова и подрядные предложения свидетельствуют о развитии словесно-логического мышления. Ваш ребенок должен уметь обдумывать и сравнивать идеи, не полагаясь исключительно на визуальные подсказки.
Читайте также: Новости образования: прием в первые классы, обучение за рубежом и английский в Украине
Развитие навыков самообслуживания
Убедитесь, что ваш ребенок приобрел базовые навыки самообслуживания. Например, самостоятельно ест и одевается. Эти навыки не только уменьшают стресс в школе, но и способствуют независимости и самостоятельности.
Незначительные трудности, например, завязывание шнурков, можно решить с помощью обуви на липучке. Поощрение самодостаточности важно для успешного поступления в первый класс.
Развитие навыков общения
Обратите внимание, умеет ли ребенок начинать разговоры, присоединяться к новым группам, обращаться за помощью и объяснять свои потребности. Умение внимательно слушать и не перебивать других также жизненно важно. Ребенок, который может не отвлекаться как минимум на 20 минут, готов усваивать информацию на уроках.
Признание кризиса
Photo: Freepik
Около шести-семи лет дети часто переживают кризис, характеризующийся желанием нового статуса и жаждой знаний. Этот кризис отражает готовность учиться и развиваться, и выйти из статуса малыша. Ребенок может быть упрямым, вредным, проявлять признаки негативного поведения, но это лишь побочные эффекты желания ребенка занять роль взрослого.
Преодоление негативной мотивации
Даже если он демонстрирует достаточную готовность к школе, важно устранить какие-либо негативные мотивы, которые могут помешать желанию ребенка учиться. Негативные мотивы могут возникать из-за страха перед расставанием, негативного мнения членов семьи о школе или неправильного понимания, зачем вообще нужна школа. Особенно часто они возникают у детей, которые не ходили в садик.
Родители должны обеспечивать позитивную мотивацию, освещать интересные и полезные аспекты школы и подчеркивать личностный рост.