Как подготовить ребенка к школе. Разбираемся с психологами и педагогами


Опубликовано 20 Август 2019 в 09:00

Блог Дети в городе Кривой Рог >  Обзорные статьи >  Как подготовить ребенка к школе. Разбираемся с психологами и педагогами


Как подготовить ребенка к школе. Разбираемся с психологами и педагогами

Photo: Pixabay

Первый раз в первый класс


Учитель младших классов, учитель высшей категории, учитель-методист

Лилия Мамон


Лилия Анатольевна советует начинать готовиться к школе за год. По ее словам, год - это срок, за который можно основательно подготовить ребенка к школе по всем предметам. За короткий период качественно сделать это не получится. Основное, на что обращают внимание учителя, это развитие памяти, речи и мышления.



Что должен знать и уметь первоклассник?




Photo: Pexels


Лилия Анатольевна отмечает, что сегодня многие дети приходят в школу подготовленными - умеют читать, считать. Конечно, те, кого хуже подготовили, чувствуют себя неловко. Педагог рассказала, что должны учесть родители.

Произношение звуков


Первое, на что должны обратить внимание родители, это произношение звуков. Если ребенок не знает звуков, плохо произносит слова, пропускает звуки в словах, надо бить тревогу и обязательно обращаться к логопеду. По словам учителя, если это не исправить, ребенок в дальнейшем будет неправильно называть буквы, неправильно читать.

Чтение


Первоклашки должны начать учить буквы и желательно учиться создавать из них склады. Большинство детей, которые приходят в первый класс, уже умеют читать по слогам. Чтобы учиться в 1-м классе было легче, педагог советует изучать звуки, начинать читать маленькие тексты. Чтобы лучше усваивать материал, можно играть в различные игры, в которых надо угадывать звуки и выделять звуки из слов.

Словарный запас


Лилия Мамон отмечает, что сегодня большая проблема - это малый словарный запас у детей. По ее словам, ранее учителя не сталкивались с такой проблемой. Ее связывают с тем, что родители очень мало читают со своими детьми. В результате дети не могут объяснить самых элементарных слов, не знают, что они означают. Кроме этого, дети не умеют подобрать слова на определенный звук, или с определенным звуком внутри, в начале и в конце слов. Им трудно подобрать слова. Лилия Анатольевна отмечает, что это необходимо исправлять обязательно. Надо читать и задавать ребенку вопросы, все ли ему понятно, все ли слова знакомы из тех, которые он услышал.


Развитие речи


По словам педагога, надо учить ребенка говорить, отвечать на вопросы. Желательно, чтобы первоклассник умел давать полные ответы, а не отвечал одним словом. Если ребенок умеет говорить, ему будет легче даваться обучение.

Письмо


Педагоги не рекомендуют учиться писать дома, чтобы в школе не пришлось переучиваться. По словам Лилии Анатольевны, дома дети часто пишут неправильно, неправильно сочетают буквы. Поэтому не надо учиться писать, а вот готовить руку к письму, заниматься развитием мелкой моторики надо. Для этого советуют вырезать, рисовать, раскрашивать, лепить. Подойдут любые упражнения.

Самостоятельность


Лилия Мамон отмечает, что первоклассники должны быть самостоятельными. По ее словам, иногда дети не умеют самого элементарного. Например, застегнуть кофточку или завязать шнурки. Бывает, что первоклассники не умеют работать с ножницами, а на занятиях труда надо вырезать. И ребенок тогда даже не хочет браться за работу, плачет, говорит, что не будет ничего делать, потому что не умеет. Учитель советует не делать за ребенка задания, а дать ему возможность освоить необходимые навыки.


Математика


Желательно научиться считать до 10 и в обратном порядке. Надо уметь сравнивать числа, знать элементарные геометрические фигуры.


Другое


Кроме этого, учителя ожидают, что дети будут знать названия дней недели, месяцев, цвета. Ребенок должен ориентироваться, какое сейчасвремя года. Также школьники должны знать свою фамилию, имя и отчество, имена родителей и адрес.


Отметим, что с 1 сентября 2019 года украинских первоклашек ждет ряд нововведений


Как настроить первоклассника на обучение?



Арт-терапевт, детский и семейный психолог
Оксана Дон

Оксана советует заранее начать разговоры с первоклассниками о школе. По ее словам, настроиться на первый класс помогут игры в школу и рассказы о том, как сами родители шли в первый класс. Психолог советует с удовольствием, играя, пройтись по магазинам, и выбрать что-то для школы, то, что очень понравится ребенку. В такой ситуации он будет чувствовать заботу, легкость и даже некоторое чудо.








Психолог Алина Касилова


Психолог Алина Касилова отмечает, что для большинства первоклассников сентябрь - это время, которое они по-особенному ждут. Задача родителей в этот момент - максимально поддержать ребенка, дать ответы на все вопросы, которые интересуют сына или дочь, и ни в коем случае не пугать оценкам, наказаниями и злыми учителями. Это очень важно, ведь если ребенок пойдет в школу с такими установками, это отразится на дальнейшей мотивации к обучению.







Кстати, дополнительной мотивацией для детей посещать школу может стать ее внешний вид. "Дети в городе" уже писали о том, как разноцветные учебные заведения влияют на школьников.


Как настроить старших детей на возвращение в школу после долгих каникул?



Лилия Мамон советует в течение лета не забывать уделять время учебе, повторять правила, делать какие-то задачи. Впрочем, заставлять ребенка не нужно. Так как летом у детей практически нет желания учиться, учителя рекомендуют проводить занятия в форме игры. Не надо переутомлять ребенка, чтобы он возвращалась в школу без желания учиться. По словам педагога, занятия можно проводить и не каждый день, а вот читать желательно ежедневно. Очень полезно вести читательский дневник, чтобы ребенок вкратце записывал, что он прочитал, что ему понравилось, что заинтересовало.

Алина Касилова отмечает, что после длительного отдыха настраиваться на «рабочий» лад следует постепенно - начиная от покупки канцелярии, заканчивая повторением пройденного материала. Часто в этом процессе участвуют и сами педагоги, проводя детские сборы перед началом учебного года.

Оксана Дон рекомендует готовиться к школе размеренно и поэтапно, чтобы ребенок не чувствовал напряжения, связанного с выбором школьной формы и канцелярии, длительными походами по магазинам. Психолог отмечает, что впереди у школьников целый учебный год, поэтому не стоит последний летний месяц сидеть с мрачным лицом и думать о школе. Нужно отдыхать.


Как не надо делать?



Психолог, тренер, арт-терапевт, эксперт в детско-родительских отношениях

Татьяна Тымченко


Татьяна отмечает, что родители, пытаясь мотивировать своего ребенка к обучению, иногда допускают ошибки, и лишь отбивают у них желание учиться и развиваться.








Эксперт перечислила шесть самых распространенных приемов, от которых нужно отказаться раз и навсегда.

  • Ни шагу без меня (забота вопреки). Позвольте вашему ребенку быть самостоятельным. Если он допускает ошибки, это его ошибки, на которых он будет учиться.
  • Неоправданные ожидания. Не проектируйте на ребенка свои амбиции и ожидания. Не требуйте от него того, чего он не в состоянии сделать. Не показывайте разочарование, если ребенку что-то не удалось.
  • Для тебя. Не питает в ребенке чувство вины. Не надо упрекать его, особенно в тех вещах, о которых он вас не просил.
  • Критика должна быть только конструктивной. А если речь идет о вещах, которые ребенку и так «болят», лучше вообще обойти эту тему.
  • Наказания. Если ребенок будет бояться наказания за плохие оценки или замечания, он будет чувствовать постоянный стресс. 
  • Сравнения. Ни с кем не сравнивайте ребенка.


Как надо делать?



Татьяна Тымченко отмечает, что у родителей есть много приемов, с помощью которых они могут мотивировать ребенка. Психолог советует следить за режимом дня и питанием школьника, ведь от этого зависит его самочувствие и настроение. Кроме этого, надо:

  • хвалить ребенка каждый день. Есть эффективное упражнение «Сегодня я позволяю себе похвалить (имя ребенка) за ...»;
  • учиться договариваться с ребенком и слышать его мнение;
  • позволять ребенку быть самостоятельным, не ограничивать его;
  • восхищаться вместе, заинтересовывать, делать что-то вместе;
  • верить в успех ребенка и говорить ему об этом, всегда поддерживать, радоваться начинаниям.

Алина Касилова подытоживает, что в любом возрасте для ребенка главным является принятие и любовь родителей, поэтому необходимо постоянно повторять, что плохие оценки или активное поведение ребенка не является поводом для того, чтобы родители стали меньше его любить.






Подпишись на еженедельную программку от "Дети в городе"


Поиск